30.09.2020 03:50
    Поделиться

    Дистанционный формат расширит доступ к качественному образованию

    Полный переход вузов на дистанционный формат обучения невозможен, но в будущем университеты будут совмещать цифровые технологии, удаленку и обычные занятия в аудиториях. К такому выводу пришли авторы доклада, подготовленного по инициативе министерства науки и высшего образования. Среди экспертов - ректоры ВШЭ, РАНХиГС, ТГУ, ДВФУ, СПбГУ и других университетов.
    Photoxpress

    Главный вывод: университеты в целом выдержали "стресс-тест", который для них устроила пандемия. И в будущем высшее образование по-прежнему останется "офлайновым". Но кое-кому придется как следует подтянуть свои знания по цифровым технологиям. Как выяснилось, более 60 процентов вузовских преподавателей так и не смогли подружиться с "цифрой" за время удаленки. Тем не менее многие видят здесь новые возможности и уверены: цифровизация повысит доступ к качественному образованию. Чтобы мотивировать педагогов, предложено поощрять тех, кто активно включается в цифровые проекты.

    А для самых продвинутых адептов дистанта нужны особые гранты.

    Сейчас в высшей школе людей с богатым "цифровым" опытом всего лишь четверть. В целом же преподаватели чаще противопоставляют удаленку традиционному формату по принципу "черное-белое". И при таком жестком сравнении почти 90 процентов, конечно, выбирают второе. Среди студентов знатоков "цифры", само собой, больше. И именно благодаря их помощи многим преподавателям было легче адаптироваться к экстренному переходу на дистанционное образование.

    Кстати, несмотря на хорошие отношения с "цифрой", к концу дистанта лишь 14 процентов студентов сказали, что их все полностью устраивает. Но примерно треть в целом приняли дистанционный формат обучения: им он нравится даже больше, чем очный.

    Возможно, полностью довольных удаленкой было бы больше, если бы не одно "но". У десятой части всех студентов не оказалось дома необходимой качественной техники - планшетов, ноутбуков и роутеров. А среди ребят из малообеспеченных семей такой техники не было у трети. Часто сбоила и интернет-связь.

    Что еще важно? "Последствия кризиса будут отдаваться эхом в системе высшего образования еще несколько лет", - пишут авторы доклада. И предлагают пересмотреть принципы контроля за вузами, вплоть до отмены всех проверок до конца 2024 года, кроме проверок финансовой дисциплины. Вузам будет непросто: 40 процентов ректоров прогнозируют снижение доходов в 2021 году более чем на 10 процентов.

    У десятой части всех студентов не оказалось дома необходимой качественной техники - планшетов, ноутбуков и роутеров

    Однако, по мнению главы минобрнауки Валерия Фалькова, в России за время вынужденного дистанта появилась новая норма очного образования.

    - Не думаю, что у нас появится больше заочных отделений после коронавируса, - отреагировал министр на разговоры о росте числа заочных отделений в вузах. - Скорее, теперь уже и очное, и заочное образование меняется: появляется новый смешанный формат.

    - Сегодня у вузов есть опыт решения самых сложных задач, связанных со сложившейся в связи с коронавирусом ситуацией, - прокомментировали в пресс-службе минобрнауки. - Например, трансляции поточных лекций через сетевые платформы, интерактивное общение со студентами. В определенных случаях дистанционный формат обучения оправдан. Например, когда речь идет о личных консультациях, особенно когда студент живет далеко от университета и тратит на дорогу несколько часов. Но ситуация, когда обучение или студенческие практики в медицинских или инженерных вузах организованы исключительно в дистанционном формате, недопустима.

    Позиция

    Светлана Забелина, первый проректор Московского информационно-технологического университета (МИТУ-МАСИ):

    - Пандемия COVID-19 доказала: информационные технологии станут неотъемлемым механизмом сферы образования. Режим самоизоляции стал катализатором перехода очного образования на образование с применением дистанционных технологий.

    Благодаря тому, что студенты МИТУ-МАСИ и до введения ограничений активно использовали студенческий портал и личные кабинеты, организовать для них дистант на платформе Microsoft Teams оказалось несложно. Кроме того, и преподаватели, и студенты за время изоляции освоили такие инструменты командной работы и проектной деятельности, как доски Miro, Trello, Zulip, MS Teams и Zoom, смогли общаться с экспертами со всех уголков России и дальнего зарубежья.

    Еще до начала пандемии мы подписали соглашение с Университетом НТИ "20.35" и провели проектный интенсив. Студенты-архитекторы решали реальные кейсы по благоустройству городской среды на территории разных городов России, что удачно вписалось в дистанционный формат обучения. Реализация университетами подобных кейсов - лучшее решение для практико-ориентированных направлений обучения.

    Онлайн сделал учебный процесс прозрачным, ведь любую жалобу со стороны студентов руководство университета может проверить и проанализировать. Все взаимодействие преподавателя и студента на платформе Microsoft Teams записывается. А вот то, что не все преподаватели оказались готовы к работе в режиме онлайн, не у всех оказался быстрый интернет - однозначно минус. По итогам опроса преподавателей треть лекторов отметили быструю потерю концентрации внимания у студентов во время виртуальных лекций, почти половина - невозможность проведения активных дискуссий, а 53 процента сделали акцент на технических провалах на стороне студента. Кроме того, и студенты, и преподаватели "осели" дома, постоянно смотрят на монитор, и это, конечно, не на пользу здоровью. Так что переход исключительно на онлайн-образование - не самый лучший сценарий развития системы высшего образования в России. Но в целом преподаватели посчитали применение дистанционного обучения студентов интересным опытом и с удовольствием перенесли интерактивные способы подачи материала и в аудиторные занятия.

    Сейчас наши студенты по профильным дисциплинам учатся очно с соблюдением всех норм и правил безопасности: носят маски, соблюдают социальную дистанцию, при входе в корпус замеряют температуру. А лекционные поточные занятия, не требующие присутствия или работы на специальном оборудовании, посещают дистанционно.

    Кстати

    Фонд "Общественное мнение" провел опрос, согласно которому большинство россиян (73 процента) считают, что даже частичное сохранение дистанционного обучения в вузах скажется на качестве обучения отрицательно. С оптимизмом смотрят на дистант 10 процентов опрошенных.

    Поделиться